Строительство с применением сборных конструкций
Сборный железобетон разработан в прошлом веке и в настоящее время широко применяется в отечественном строительстве. Его использование позволило существенно увеличить темпы исполнения строительных работ благодаря тому, что элементы изготовляются в промышленных объемах на заводах, после перевозки их монтируют на строительном участке.
При возведении частных домов создание полигона для производства сборных конструкций невозможно, но выбор элементов имеется довольно широкий – перемычки для проемов окон и дверей и конструкций перекрытий. Сборные элементы ЖБИ часто получают повреждения и дефекты при разгрузке, в результате чего возникает вопрос о возможности применения их в строительстве. Сборные конструкции могут иметь армирование с напряжением (на растяжение) и без такового. Сборные балки ЖБИ рассчитываются на определенные нагрузки на этапе проектирования.
Верхняя часть балок ЖБИ имеет монтажные петли, которые необходимы при погрузочно-разгрузочных работах. Во время складирования данные петли показывают на нужное расположение балок, потому что их нужно уложить в штабель с прокладками (деревянные колышки). При ином расположении балок происходит их разрушение. Вследствие чего балки становятся непригодными к использованию. Ошибки при складировании чаще всего имеют место на строительных участках. Ввиду этого каждый элемент необходимо проверить на наличие повреждений уже собственно перед началом возведения объекта. К заводским бракам относятся выпавшие куски гравия диаметром от 5см, трещины (брак считается, если их глубина составляет более 5% от толщины балки). Трещины в растянутом поясе, перпендикулярные оси балки, могут иметь толщину не выше 0,1мм. Непригодными также являются элементы, в которых имеет место плохое закрепление армирования, в которых арматура выходит из изделия более, чем на полметра, корродированная арматура.
Монтаж сборных конструкций ЖБИ должен обеспечивать неподвижность конструкций и прочное закрепление таковых. Довольно часто в строительных работах со сборными конструкциями встречается такая ошибка, как неточность разметки, когда балка ЖБИ применяется для перекрытия пролета большего размера. В итоге опорная часть получается меньше допустимой, и возникает опасность того, что опора не выдержит давления либо балка треснет. Помимо этого, нередко в качестве перекрытий применяют балки не того типа, который определен по проекту. Это возможно, если длина таковых идентичная необходимой, а несущая способность является более мощной. При том, что балки внешне выглядят похожими, их несущая способность может различаться в два и более раз в зависимости от армирования, применяемого в каждом конкретном случае. Если хотя бы одна балка установлена с недостаточной несущей способностью, это может привести к ее первичному разрушению еще на этапе строительства. При таком повороте событий, возможно, и не произойдет обрушения перекрытия, но прогиба не избежать. Прогиб приводит к тому, что в нижней части перекрытия появляются трещины, которые «косметикой» (побелкой и т.п.) не исправить – они будут возникать вновь и вновь ввиду подвижек конструкции в результате временных нагрузок.