История создания и использования первых этикеток
Этикетка – настолько знакомое нам средство, предназначенное для сообщения клиенту важной информации о товаре, возникла чуть меньше столетия назад, а именно в 1935 году. Идея создать бумажный ярлык с клейкой поверхностью официально принадлежит американскому изобретателю по имени Ричард Стентон Эйвери.
Р. С. Эйвери родился в Лос – Анжелесе и занимался в основном предпринимательской деятельностью, и наверно, поэтому отлично понимал, что продвижение товара во многом зависит от его упаковки. Красочная этикетка мгновенно привлекала внимание покупателей и способствовала увеличению сбыта продукции.
Первая этикетка, созданная Эйвери, представляла собой ценник, изготовленный из бумаги. Чтобы ценник приклеивался к товару, с одной стороны его обрабатывали силиконом. А для того, чтобы клейкие свойства сохранились, использовалась специальная подложка, которую легко можно было отделить. Со временем технология создания этикеток стала совершенствоваться. Изобретатель начал применять метод ротационной и вырубной штамповки, поточные линии и синтетические материалы. Клейкие ценники стали более устойчивыми к воздействию высокой и низкой температур и влаги. По сей день Эйвери считается основателем целой индустрии этикетирования.
Нельзя не учесть, что до этого уже существовала аналогия этикетки – метка или клеймо на сосудах для вина, которая использовалась виноделами. Бумага появилась в Европе в 11 – 12 веках и долгое время была доступна только представителям высокого социального статуса, но ближе к 18 – 19 векам это удобное средство для передачи и получения информации стало гораздо более распространенным среди виноделов и купцов. Ценники и этикетки из бумаги стали неотъемлемой частью торговли. На бумажных этикетках можно было расположить достаточно сведений о товаре, если изначально это была информация о цене товаре, изготовителе, месте производства, то с развитием этикетирования на них стали размещать еще и рекламные лозунги, состав продукта и инструкции по применению. Крупные производители вина также отмечали наименование страны, куда поставляется данный товар.
В начале 19 века виноделие стало основной областью применения этикеток. В то время они имели форму прямоугольника или овального круга, а позже этикетки стали изготавливать в виде виноградных гроздьев и корон.
В конце 19 столетия появилось новое направление в искусстве – литография. Литография - это метод печатания на бумаге рисунка, изображенного на плоском камне. Литографический метод состоит в следующем: после тщательной шлифовки на камень известняковой пароды пером или кистью наносится изображение; затем камень обрабатывают специальным раствором, который не разъедает жирную краску; и, наконец, получившийся на камне узор вдавливается на бумагу с помощью станка. Такой способ печати стал широко востребованным в создании этикеток.
Примечательно, что длительное время не было никаких законов о содержании этикетки и, производители имели возможность преподносить клиентам любую информацию о товаре. Это продолжалось до 20 века, когда европейское законодательство определило правила о наименовании и оформлении винной продукции.
Новый уровень автоматизации этикетирования связан с развитием компьютерной техники. Первые принтеры были созданы еще в середине 20 столетия, а начиная с 1985 года стали использоваться в быту и, само собой, в печати этикеток. В 1988 году появилась возможность печати цветных изображений, что является очередным шагом вперед.
С тех пор прогресс только продолжается, а печать этикеток для продукции развивается параллельно расширению товарооборота.